Відкритий урок

10 клас

Тема: Художественный стиль.  Работа с текстом.

Цель: углубить знания учащихся об особенностях художественного стиля, сфере его применения, стилевых чертах;  совершенствовать навыки анализа текста; формировать познавательный интерес, воспитывать культуру речи.

Оборудование: раздаточный материал.

ХОД УРОКА

1. Объявление темы и цели урока.
Сл. уч. Сегодня целью нашей работы является почувствовать своеобразие стиля художественной литературы в процессе анализа текста.

Язык художественной литературы всегда считался вершиной литературного языка.

2. Мотивация учебной деятельности .
                 1) Чтение эпиграфов, работа с ними.
Прочитайте эпиграфы. Какой из них вам больше нравится. Спишите его в тетрадь, объясните свой выбор.

Слова – это лишь маленькие звенья, связующие большие чувства и стремления, о которых мы не говорим вслух.
                                                   Теодор Драйзер.
                                                   (лауреат Нобелевской премии)

Слова имеют свою собственную душу.
                                                   Б. Брехт
                                                  (международная премия за укрепление мира между народами).

3. Актуализация опорных знаний.

Прочитайте пословицы.

І гр. Запишите пословицу, в которой нет имен существительных.
За маленьким погнался, большое потерял.

ІІ гр. Запишите пословицу, в которой нет имен прилагательных.
Хвались урожаем, когда рожь в засеку насыплешь.

ІІІ гр. Запишите пословицу, в которой нет глаголов.
У ленивого всегда праздник.

Орфоэпическая минутка.
Запишите и поставьте ударения в предложенных словах. (Запись на доске).

Кла'ла, за'темно, аэропо'рты, прибыла', ша'рфы, то'рты, слила'сь, ба'нты.

Проверьте себя по стихотворению
(читает заранее подготовленный ученик)

Кла'ла ша'рфы, ба'нты, то'рты,
Кра'лась за'темно домой,
А потом к аэропо'рту
Прибыла',  слила'сь с толпой.
                                            (Н.А. Шапиро)

IV. Изучение нового материала
                                                      
– Вспомним, что такое стиль речи?
(Это разновидность языка, особенности которой связаны со сферой её применения).

– Какие стили речи вы знаете?
(Выделяют пять основных стилей: четыре книжных (научный, публицистический, официально-деловой, художественный) и разговорный).

– Дайте определение художественного стиля речи
(Художественный стиль речи – это язык литературы и искусства. Он используется для передачи эмоций и чувств, художественных образов и явлений).

Сл. учителя. Художественный стиль – это акварель для писателя. Для него характерны образы, краски, эмоции и чувственность.

V. Работа с таблицей.

VI. Работа с лексикой. Работа в группах.

Подберите ряды синонимов к словам:

I гр. – красный,  II гр. – зелёный,  III гр. – мокрый,  для всех – холодный.

Красный,  алый, бордовый, пламенный, пурпурный, кумачовый.

Зелёный,  салатный, болотный, изумрудный.

Мокрый, промокший, сырой, влажный.

Холодный, ледяной, студеный, мерзлый.
Дополните стихотворение А.Ахматовой словами из написанного вами списка синонимов.

- Найдите оксюморон (словосочетание-антитеза) в тексте
Весенняя осень (подтверждается сказочными изменениями, происходящими со всем окружающим миром: Изумрудною стала вода).

Весна и осень – это начало и закат чего?   (жизни)
Сменяющие друг друга времена года и периоды в жизни героини.

Помня о весенних розах, осенью любовь видится иной? («Крапива»), но крапива запахла, как розы, но только сильней.

Весенняя осень – предчувствие любви, всесильное чувство, охватывающее всю природу и людей.
                                    О чём стихотворение   (о любви и о природе).
Задание: восстановите стихотворение А.Ахматовой синонимами, написанных вами.

- Выразительное чтение восстановленного текста.

Беседа.
1)    Сколько строчек насчитывает стихотворение (12).
2)    Что характеризуют первые одиннадцать?
- Развернутый пейзаж картины необыкновенной осени;
- Предваряет самый важный момент:
- Приход любимого человека. Мгновение, когда подошел ты к крыльцу моему;
- Какой глагол использует автор для удивительной небывалой поры?
                          (И дивилися люди);
- Какую мысль содержит восьмая строка? («Осень запомнили все…»)
- Какими сказочными изменениями подтверждается весенняя осень (изумрудною стала вода замутненных каналов…)
- Лирическая героиня сентябрьскую природу воспринимает как что?
           (как весну благодаря любовному ожиданию)
- Весна и осень – это начало и закат чего?    (жизни)
   (Это сменяющие друг друга времена года и периоды в жизни героини).

При изображении осени Ахматова использует различные лексические средства речи:
- оксюморон (совмещение несовместимого) – в.о. эпитеты: изумрудная вода, бесовские зори;
- метафору олицетворение: осень построила купол высокий; так жадно ласкалась к нему.

В стихотворении есть и различные синтаксические фигуры:
- риторический вопрос («А куда провалились студеные влажные дни?)
- сравнительные обороты («Было солнце таким, кА вошедший в столицу мятежник». «И крапива запахла, как …»).

Это образец высокохудожественного текста, восстановленного вами. Стихотворение написано осенью в 1922 г. и посвящено искусствоведу Н.Н.Пунину, ставшему в последствии её третьим мужем.

Прослушивание стихотворения в авторском исполнении.

Переходим от поэзии к прозе.

Работаем с рассказом М.Н. Танаевой «Сквозь осенний сумрак».

Сообщение заранее подготовленных учащихся об авторе произведения.

Марина Николаевна Танаева родилась в г. Кургане в 1975 году. Член союза писателей, автор стихотворений и прозы. Обращается к внутреннему миру человека. Идеал – живая душа, неравнодушная к «свинцовым мерзостям» жизни. Основные мотивы творчества: жизнеутверждение, любовь, надежда, память, вера.

Сборники стихов и прозы «Сердцебиение», «Вензеля ночных дорог», «Вечерний город», «Малая родина», «Мысли цвета мандарина». Основные мотивы поэзии Марины Танаевой – Жизнеутверждение, Любовь и Надежда.

- Послушаем короткое сообщение об авторе рассказа.
- Выразительное чтение текста (цепочкой).

Беседа. Определите стиль и тип речи (художественное повествование).
- На сколько частей можно разделить текст? (на три).
- Поработаем с каждой частью отдельно.

РАБОТА В ГРУППАХ:  АНАЛИЗ ТЕКСТА
(подчеркивают карандашом) выявление микротем.

1 группа: 1 часть

Почему автор называет осень бессонной и бесслезной? (героиня теряет близких людей: подруга уехала, сестра вышла замуж, бабушка умерла, потерялся кот).

Автор делает акцент на слове бесслезной, как он это объясняет? (глаза девушки были сухими, но в них затаилась боль и непролитые слёзы).

Как автор передает внутреннее состояние своей героини, какие слова использует для этого? (дрожала, всматривалась в темноту, курила у окна).

Как вы понимаете слова героини «ну вот и все»?
Жизнь не стоит на месте, она продолжается и героиня живет, но все делает механически... Найдите описание таких механических действий (встала, выпила кофе, проделала утренние процедуры, пошла на работу).

На этом неприятности героини не заканчиваются. Найдите ключевые слова... Что происходит? (вернули отчет, на работе все безобразно, отвратительно, кто-то приглушенно рассмеялся, заявление об увольнении, просто бродила, одинокая квартира).

Ребята, здесь появляются символы .... какие? (нитка с иголкой - символ помощи, пятно на стене).

Как можно озаглавить первую часть? (Все плохо!)

Указать орфограммы 1 абз.
1) Дайте полную характеристику второго предложения (Повеств. невоскл., сложное с бессоюзной и сочинительной связью).
2) Объяснить знаки препинания первого предложения второго абзаца (запятая при однородных членах предложения).

2 группа: 2 часть      

Находим ключевые слова во 2 части (светлая, теплая, уютная комната, белый прозрачный свет, свечение, 2 силуэта, хорошо, легко, спокойно).

Ребята, какой новый образ появляется в этой части? Опишите (силуэты). Кто это? (Ангел-хранитель – защищает и оберегает человека от несчастий) они являются символом спасения человека, надежды, помощи.

Каково состояние героини? (хорошо, легко, спокойно, легкость).
Озаглавили (Переходное состояние).
3 группа: 3 часть      

Ключевые слова (вернулся кот, на работу, зазвонил телефон, свежий воздух, белоснежная тюль, Таня улыбнулась, пропела, свежая и бодрая).

У героини все налаживается, наступает белая полоса в ее жизни.

Кто приходит на помощь Тане? (соседка – бухгалтер. Именно она помогает, рассказывает о семейных проблемах, пишет заявление).

Как меняется состояние героини? (улыбается, поет, спокойна, свежая, бодрая).

Как можно озаглавить третью часть («Я не одна»).

Домысливание. Автор оставляет концовку рассказа открытой. Попробуйте домыслить, что дальше может произойти с Татьяной? (встретит человека, выйдет замуж, съездит в гости к подруге, навестит сестру, станут подругами).


Обобщение информации

Какие темы и проблемы, мы можем выделить в рассказе? Над какими проблемами заставляет нас задуматься автор?
(Потеря близких, одиночество, поддержка, понимание).

Что хотел автор сказать этим произведением? Идея? (не стоит отчаиваться, жизнь как зебра есть темные и светлые полосы, помощь придет, откуда ее не ждешь).

Конфликт (Одинокий и незащищенный человек и враждебный ему мир)

Работа со словарем

- Мы говорим о вопросах, волнующих современное общество. Как вы определите характер проблемы по значимости? (Актуальная.)

Актуальный – важный, существенный для настоящего момента.

Какую сторону жизни человеческого общества касаются проблемы текста?
(Нравственные и социальные).

Нравственность – внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек; соблюдение принятых в обществе правил.

РАБОТА В ГРУППАХ

1 группа.  Композиция текста (в основе прием антитезы: мир враждебный и мир защищающий).

Экспозиция – потеря близких;

Завязка – не вернулся кот;

Развитие действия – непринятый отчет – порванный свитер – смешок – увольнение – брожение по улицам – комната – сон;

Кульминация – явление ангелов;

Спад действия – возвращение кота – порванное заявление – курсы;

Развязка «Я не одна».


2 группа:   художественные особенности текста:

1. использование символов (нитка с иголкой – жизнь наладится; порванный свитер, пятно на обоях – символ опоры, защиты, спокойствия).
2. использование традиционного мотива сна, в котором разрешение конфликта
3. Принцип противопоставления:
1) в основе сюжета: враждебный мир – защищающий мир;
2) интерьер: темная, сырая комната в реальности и светлая, уютная комната во сне.

3 группа:

1) Внутреннее состояние героини: тяжесть на душе – легкость и спокойствие.
2) Психологическое состояние героини.
3) Образность языка метафора (занавеска билась на сквозняке), эпитеты (осень бессонная, бесслезная), перифраза (кот - рыжий разбойник, большой ком).

- Почему стихи автор не закончил?
- К чему призывает  нас автор?
- Каков смысл заглавия? (Преодоление уныния, печали).


ИТОГ.     Выразительное чтение стихотворения А.Яшина.


В несметном нашем богатстве
Слова драгоценные есть:
Отечество,
Верность,

Братство,
А есть ещё
Совесть,
Честь…

Ах, если бы все понимали,
Что это не просто слова,
Каких бы мы бед избежали,
И это не просто слова.


Д. З.   Написать сочинении – миниатюру «Оружье сильных – доброта».

Комментариев нет:

Отправить комментарий