« Речевая
стратегия и тактика для успешного общения на уроках русского языка»
Определение лингвистичеких понятий:
Cтратегия – цель речевого
общения;
Тактика - совокупность средств и приемов речевого
общения.
Каждый день учащиеся оказываются в разнообразных
речевых ситуациях. Но вне зависимости от того, с кем они говорят, и о чем, в
какой обстановке, они хотят добиться успеха. Именно на уроках русского языка
знакомлю детей с условиями успешного речевого общения. Это:
--желание общаться;
- общая тема ;
-- владение общим языком.
Но соблюдение этих условий все-таки
недостаточно для того, чтобы общение прошло успешно. Важно правильно
выбрать речевую тактику и стратегию. А
сделать это мне и моим детям на уроках русского языка помогает широкое
использование цитат известных русских и зарубежных писателей, работа с текстом,
составление диалогов на разнообразную тематику: « В магазине», «В библиоте-
ке», « В музее» и т. д.Использование фразеологичеких оборотов, словарная
работа, употребление в речи «волшебных» слов.
Акцентирую внимание детей на
то , что очень важно правильно выбрать тактику
речевого поведения. Иначе общение окажется безуспешным, не удастся
достигнуть своей коммуникативной цели.
На уроках работы с текстом привожу пример речевой тактики юриста.
Однажды он защищал старушку, укравшую чайник. Прокурор, зная правовую силу
адвоката, начал всячески защищать старушку: « Бедная старушка ,горькая нужда , кража незначительная ,подсудимая
вызывает жалость. Но, увы, собственность
священна, все благоустройство держится на собственности, и если позволить людям
потрясать ее, то страна погибнет.»
Адвокат предпринял другую
тактику: «Много бед, много испытаний пришлось претерпеть стране, которая только
крепла и росла от испытаний. Но теперь, теперь… Старушка украла старый чайник
ценою в «тридцать копеек». Этого страна не выдержит, от этого она погибнет
безвозвратно. Старушку оправдали.
Комментариев нет:
Отправить комментарий