Моя проблема

 « Речевая стратегия и тактика для успешного общения на уроках  русского языка»
Определение  лингвистичеких понятий:
Cтратегия – цель речевого общения;
Тактика -  совокупность средств и приемов речевого общения.
Каждый день учащиеся оказываются в разнообразных речевых ситуациях. Но вне зависимости от того, с кем они говорят, и о чем, в какой обстановке, они хотят добиться успеха. Именно на уроках русского языка знакомлю детей с условиями успешного речевого общения. Это:
      --желание общаться;
      - общая тема ;
     -- владение общим языком.
  Но соблюдение этих условий все-таки недостаточно для того, чтобы общение прошло успешно. Важно правильно выбрать  речевую тактику и стратегию. А сделать это мне и моим детям на уроках русского языка помогает широкое использование цитат известных русских и зарубежных писателей, работа с текстом, составление диалогов на разнообразную тематику: « В магазине», «В библиоте-
ке», « В музее» и т. д.Использование фразеологичеких оборотов, словарная работа, употребление в речи «волшебных» слов.
        Акцентирую внимание детей на то , что очень важно правильно выбрать тактику  речевого поведения. Иначе общение окажется безуспешным, не удастся достигнуть своей коммуникативной цели.
         На уроках работы с текстом   привожу пример речевой тактики юриста. Однажды он защищал старушку, укравшую чайник. Прокурор, зная правовую силу адвоката, начал всячески защищать старушку: « Бедная старушка ,горькая нужда ,  кража незначительная ,подсудимая вызывает  жалость. Но, увы, собственность священна, все благоустройство держится на собственности, и если позволить людям потрясать ее, то страна погибнет.»
           Адвокат предпринял другую тактику: «Много бед, много испытаний пришлось претерпеть стране, которая только крепла и росла от испытаний. Но теперь, теперь… Старушка украла старый чайник ценою в «тридцать копеек». Этого страна не выдержит, от этого она погибнет безвозвратно. Старушку оправдали.


Комментариев нет:

Отправить комментарий